Что представляет собой советская мода 80-х годов. Рассмотрим главные бренды и выбор цвета.
Страсть к развлечениям в самых разных формах, одной из которых была безудержная трата денег (в США шоппинг превратился в вид досуга), стала своеобразной реакцией на напряженные 1970-е гг.: "Это десятилетие отомстило хиппи с их альтернативной культурой и отказом от богатства и власти.
Стиля́ги (самоназвание — штатники) — молодёжная субкультура в СССР, получившая широкое распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов[1][2], имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни.
Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги выделялись яркой одеждой, определённой манерой разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к музыке и танцам из-за рубежа.
Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни. Долгое время (по середину 60-х гг.) стилягами в советской прессе (а также в моралистической риторике должностных лиц и «сознательных граждан») именовали вообще молодых людей, следовавших модам и уличаемых в аморальном образе жизни. Следует заметить, что в силу понятной инертности советского общества того времени, как сама субкультура стиляг распространялась по стране (из Москвы и Ленинграда в другие города) медленно, так и официальное обличение стиляг и их осуждение обществом продолжалось с большим запозданием[источник не указан 1328 дней].
Причины возникновения субкультуры стиляг
Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. При этом если официальная пропаганда продолжала игнорировать факты заимствования Советским Союзом зарубежных научных и технических достижений, то на бытовом уровне советские инженеры, копировавшие зарубежные образцы, и экономисты, изучающие конъюнктуру рынков «стран капитала» на предмет экспорта туда сырьевых товаров и закупок оборудования, не испытывали особого почтения к советской идеологии и передавали эти настроения молодому поколению[источник не указан 1442 дня]. Те, в свою очередь, способствовали их распространению среди широких слоёв городской молодёжи.
Если для детей советской элиты пристрастие к зарубежной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности и красочности киномира, запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта[3]. Кроме того, вернувшиеся из Западной Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды за рубежом предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец линди хоп был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.
Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:
На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.
Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.
Появление термина «стиляга»
Возникновение термина относится к концу 1940-х годов[2]. Существует мнение[источник не указан 1442 дня], что термин «стиляги» пришёл из языка джазистов, музыкантов. «Стилять» (англ. steal — воровать; либо англ. style — стиль) — у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда выражение «стилягу дует» — это о саксофонисте, который играет в заимствованной манере. И, соответственно, термин переносился на самого исполнителя — «стиляга».
Слово «стиляга», как обозначение молодёжной субкультуры, было термином советской пропаганды. В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил» (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов[4].
Сами себя эти молодые люди обычно называли «штатниками», то есть поклонниками американского стиля в одежде.
Мода стиляг
В первые годы существования данного феномена облик стиляги был карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях» (см. Zoot suit). Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева:
В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нём представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…
В фельетоне также была выведена подруга стиляги по прозвищу Мумочка:
В это время в зале показалась девушка, по виду спорхнувшая с обложки журнала мод.
Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на крошечный узел, зонтик-тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями»[источник не указан 1442 дня], в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты».
В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».
Так образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности[источник не указан 1442 дня].
Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). «Особым шиком» считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.
В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 1960-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.
Имидж стиляг высмеивался в детской книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
После выхода кинофильма «Стиляги» в 2008 году в Москве возрос интерес к одежде в стиле стиляги 1950-х годов. Яркие платья с пышными юбками на подъюбниках и мужские костюмы в разноцветную клетку стали пользоваться огромным спросом. Молодёжь стала так одеваться на выпускные балы, на свадьбы в стиле стиляг, корпоративные вечера и просто праздники и торжеств
Особенности моды 80-х
Представить моду 80-х в общем-то несложно: широкие плечи, мешковатая одежда, пышные кудряшки, джинсовки… Пока мода не сделала полного круга и редко можно встретить кого-то, похожего на раннюю Мадонну или молодчиков из Modern Talking, однако кто сказал, что уже через пару лет эта мода не захватит подиумы? Кроме того, вечеринки в стиле 80-х никто не отменял!
В 1978— 1979 гг. начался очередной экономический подъем, определивший облик моды восьмидесятых — десятилетия прагматизма и культа материальных ценностей. Благоприятная экономическая ситуация привела к росту благосостояния и усилению консервативных тенденций. В политике и экономике олицетворением неоконсерватизма стали "тэтчеризм" (в 1979 г. в Великобритании на выборах победила партия консерваторов и впервые премьер-министром стала женщина — "железная леди" М.Тэтчер) и "рейганомика" (бум в американской экономике пришелся на время президентства Р. Рейгана). Заговорили о "дальневосточном чуде" — экономика Японии, Южной Кореи, Тайваня развивалась бурными темпами. Это была эпоха беспечной траты денег, лихорадочного наслаждения жизнью, оптимизма, вызванного горбачевской Перестройкой, концом "холодной войны" и крахом "империи зла".
Страсть к развлечениям в самых разных формах, одной из которых была безудержная трата денег (в США шоппинг превратился в вид досуга), стала своеобразной реакцией на напряженные 1970-е гг.: "Это десятилетие отомстило хиппи с их альтернативной культурой и отказом от богатства и власти. Теперь стало модно зарабатывать деньги, хорошо одеваться и не интересоваться политикой". В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения объявила о начале эпидемии СПИДа. Это стало началом конца сексуальной революции, что требовало изменения стереотипов поведения, так как свободный секс уже стал нормой жизни. В 1986 г. произошла авария на атомной электростанции в Чернобыле, которая стала грозным предупреждением человечеству и усилила страх перед техническим прогрессом. Чернобыльская катастрофа придала импульс развитию массового экологического движения, которое в конце десятилетия оказывало большое влияние на моду. В конце 1980-х гг. кампания "зеленых" против использования натуральных мехов привела к резкому сокращению спроса на скорняжные изделия. Однако впоследствии станет ясно, что это была всего лишь очередная мода - во второй половине 1990-х гг. на подиумах вновь появились роскошные туалеты, отделанные перьями экзотических птиц и дорогими мехами.
1980-е имеют в нашем сознании четыре наиболее ярких типичных образа: Образ агрессивной "деловой женщины", одежда в стиле "секси", "романтичная" и образ "поклонницы фитнесса" в обтягивающих лосинах и со спортивной повязкой на голове.
Русский стиль в моде
Политика политикой, а мода модой: пока западные издания рассказывают ужасы о «страшных русских», дизайнеры одевают своих моделей под матрешек, читают Солженицына и разглядывают облачение патриарха Кирилла в поисках вдохновения. Иначе объяснить ту вакханалию, которая царит в моде сезона осень-зима 2013/2014, просто невозможно.
Lena Hoschek, Antonio Marras
Русские узоры – безусловно, наше все. Копировать рисунки с павловских платков и жостовских подносов, срисовывать палех и хохлому – любимое занятие европейских модельеров вот уже лет сто. И не надоедает, поскольку этника в многополярном мире – самый продвинутый тренд.
Antonio Marras
Хочешь показать свою толерантность и приверженность идеалам мультикультурализма – повяжи русский платок поверх шотландского килта, добавь индейской бахромы и африканских бус, и уж в чем-чем, а в расизме тебя точно никто не заподозрит.
Zac Rosen, Ulyana Sergeenko
Опять же, роспись, заимствованная с матрешек, выглядит весьма и весьма нарядно, грех не порадовать избалованных жертв моды.
Moschino
Меховые шапки а-ля казак (или Барбара Брыльска в «Иронии судьбы») – для подиумов тоже не новинка. Собственно, впервые они украсили французских великосветских дам после победного въезда русской армии в Париж в 1814 году.
Misha Nonoo
Казаки и калмыки в огромных папахах и шапках с меховой опушкой, солдаты в ушанках настолько поразили воображение парижских модниц, что кутюрье не могут уняться вот уже два века. Также можно порадоваться ноу-хау – очаровательным меховым платочкам от Ermanno Scervino, повязанным под подбородком традиционным русско-крестьянским способом.
Ermanno Scervino, Ralph Lauren, Chanel
Что ж, пристрастие к тому, что красиво, этнично и экзотично, понять можно, более того, оно заслуживает всяческого поощрения. Гораздо менее понятны другие творческие эксперименты. Alexander Wang, например, в зимней коллекции просто наповал сразил образом советской политзаключенной 30-х годов: пальто а-ля телогрейка, шапки-трубы, огромные рукавицы, все мрачно-серое или черное, с посылом «главное – не красота, а выжить».
Мода 1970-х: джинсы, дефицит и "блат"
В 1970-е годы в Советском Союзе все сильнее ощущалось влияние Запада – не в последнюю очередь это касалось моды. Советские граждане, долгое время лишенные возможности следовать последним мировым тенденциям, теперь отстаивали в огромных очередях, чтобы втридорога купить зарубежную одежду или обувь, с которой в союзных республиках было особенно тяжело.
Почувствовав некоторую свободу, и женщины, и мужчины в период хрущевской "оттепели", а потом и в брежневские времена стали экспериментировать со всеми доступными стилями, то примеряя образ хиппи, то щеголяя в узких брюках и белых рубашках. В то же время довольно распространенным стал и "русский стиль". И в СССР и в мире 70-е запомнились как десятилетие "дурного вкуса", что, впрочем, не помешало им стать одним из самых ярких периодов моды.
Два слова, неизменно ассоциировавшиеся с модой того периода – "дефицит" и "блат". Привезенные из-за рубежа вещи можно было купить в одном из магазинов "Березка" или в сотой секции ГУМа – однако эти места были открыты лишь для чиновников и партийных деятелей. Обычные люди пытались найти качественную одежду на толкучих рынках, а многие специально ездили в портовые города – Владивосток, Калининград, Одессу, Ленинград. Иностранцы, продавая одежду, увозили из России икру и золотые украшения. В особом почете были финские сапоги, которые в Советском Союзе меняли на водку.
Самыми популярными журналами мод в СССР по-прежнему оставались "Силуэт" и "Ригас модес", однако в это десятилетие в Союзе стали появляться и иностранные издания, а вместе с ними пластинки с записями популярных исполнителей и западные фильмы. Вместе с Rolling Stones, Beatles и фильмом "Лихорадка субботнего вечера" с Джоном Траволтой в Советский Союз пришла мода на клешеные брюки и джинсы, ставшие знаковой вещью десятилетия.
Джинсы были самым модным, самым желанным и в то же время самым недоступным предметом одежды. У фарцовщиков или на черном рынке можно было купить модели, привезенные из Югославии, Болгарии и Греции, однако верхом мечтаний каждого советского модника оставались фирменные американские Levi's, Lee и Wrangler.
За удовольствие носить джинсы многие были готовы не только отстоять в очереди, но и отдать месячную зарплату – разные модели стоили от 120 до 160 рублей. Кроме брюк из джинсовой ткани шили прямые юбки с разрезом, сарафаны и батники – все это точно так же можно было купить только у фарцовщиков.
Спортивные направления в советской моде
В 1980-е гг. существовал настоящий "культ тела" — продолжалось массовое увлечение спортом и аэробикой. Но теперь цель всех усилий — не "здоровое", а "идеальное" тело, которое стало символом высокого социального статуса. Распространяются боди-билдинг, шейпинг (боди-стайлинг) и другие технологии, позволяющие создавать "идеальное" тело.
Стало модно иметь персонального тренера и регулярно посещать тренажерные залы для обретения и поддержания хорошей физической формы. Если тренировки не давали необходимого результата, на помощь приходила пластическая хирургия — липосакция, силиконовыеимплантанты, инъекции ботокса и рестилайна стали средством достижения "вечной молодости" и идеальной красоты не только для миллионеров и кинозвезд, но и для всех желающих, у кого были на это деньги. Появились новые средства против старения - кремы и сыворотки с липосомами, коллагеном, керамидами. Благодаря этим достижениям косметологии практически исчезла проблема возраста. Вполне естественно, что "идеальное" тело, на создание которого было потрачено столько усилий, времени и средств, не хотелось прятать в бесформенных одеждах.
"Деловая женщина" 80-х одевалась в соответствии с весьма своеобразным дресс-кодом: обязательная мини-юбка и широкий, просторный пиджак в стиле "клубного блайзера", зачастую двубортный, с очень широкими плечами и английским воротником. Дополняли эту юбку в офисе, как правило, яркий макияж и массивные "золотые" клипсы. Кроме того, деловой стиль 1980-х вспомнил о костюмах "шанель" _ строгих, с прямым пиджаком, без воротника, зачастую отделанный кантом. Как правило, дополнялось это простой футболкой или дорогой шелковой блузкой, и статусной сумкой (зачастую поддельной). Наиболее полно этот стиль можно увидеть в популярном телесериале того времени "Династия".
Прямоугольный силуэт 80-х сейчас кажется забавным и даже неуклюжим. А тогда это стало настоящим символом прихода сильной женщины, способной ни в чем не уступать мужчине. Конечно, движение феминизма началось задолго до этого, но никогда феминистки еще не были так близки к своей цели. Маргарет Тэтчер, принцесса Диана и многие бизнес-леди 80-х не только не были наравне с мужчинами, они даже управляли ими. И строгий деловой костюм с широкими плечами стал еще одним доказательством силы и власти женщины того десятилетия. Большие жакеты с широкими плечами (на подплечиках не экономили) стали нормой не только на работе или на прогулке. Они дополняли даже вечерние наряды! Кстати, если сперва плечи-подкладки все же были прерогативой жакетов, то потом распространились практически на всю одежду. Трикотажные вещи, обычные рубашки, рубашки больших размеров и футболки шились со специальной липучкой, на которые можно было бы прикрепить плечики.
советская мода 80-х годов
Похожие товары
Изображение | |
---|---|
Модные тренды для беременных сезона лето 2012 Каждая женщина желает всегда быть привлекательной. Многие женщины даже в ожидании ребенка стремятся выглядеть модно и стильно. К счастью, в наш 21век это стало возможным. Что же предлагают носить знаменитые модельеры и дизайнеры будущим мамам летом 2012? |
Отзывы :0шт.![]() |
Платье-туника - модная вещь лета 2011. Для любой модницы очень важно, чтобы в ее гардеробе было множество вещей на все случаи жизни, обстоятельства и поводы. И, конечно же, лето – это даже особенный случай. Именно теплой и жаркой солнечной порой так хочется всегда выглядеть модной, стильной и красивой. |
Отзывы :0шт.![]() |
Белье женское Виктория Сикрет. История Victoria’s Secret. Многообразие эксклюзивной одежды. Аксессуары для невесты Victoria’s Secret (Виктория Сикрет) - одна из известнейших мировых компаний по производству женского белья, уже более 30 лет обеспечивающая женщин роскошным и, главное, доступным бельем. Белье Victoria’s Secret (Виктория Сикрет) завоевало мировую славу именно благодаря своему качеству и эксклюзивному подходу к своим клиенткам – доступная цена + роскошное исполнение + качество класса «люкс». |
Отзывы :0шт.![]() |
Идеальная для городских прогулок — коллекция Givenchy осень 2012 Нельзя сказать, что коллекция Givenchy осень 2012 выглядела женственно или элегантно. Но она была очень уютной, теплой, что идеально подходит для первых прохладных месяцев осени. Брючный костюм с тенденцией сочетания блокирующих цветов, ассиметричные свитера, плиссированные юбки и обувь, напоминающая сапоги для верховой езды, - все это было представлено в осенней коллекции 2012 от Givenchy. |
Отзывы :0шт.![]() |
Юбки карандаш с высокой талией: элегантность и немного ретро. Как носить юбку-карандаш? В течение нескольких последних сезонов многочисленные модные дизайнеры, не переставая выпускают юбки с высокой талией – исключительно элегантные, наилучшим образом передающие популярный ретро-стиль эпохи семидесятых и подходящие для большинства типов фигуры. Юбка с высокой талией одинаково хорошо выглядит как на счастливых обладательниц классической фигуры «песочные часы», так и на обладательниц... |
Отзывы :0шт.![]() |