Что представляет собой советская мода 80-х годов. Рассмотрим главные бренды и выбор цвета.

Страсть к развлечениям в самых разных формах, одной из которых была безудержная трата денег (в США шоппинг превратился в вид досуга), стала своеобразной реакцией на напряженные 1970-е гг.: "Это десятилетие отомстило хиппи с их альтернативной культурой и отказом от богатства и власти.

    Стиля́ги (самоназвание — штатники) — молодёжная субкультура в СССР, получившая широкое распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов[1][2], имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни.

    Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги выделялись яркой одеждой, определённой манерой разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к музыке и танцам из-за рубежа.

    Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни. Долгое время (по середину 60-х гг.) стилягами в советской прессе (а также в моралистической риторике должностных лиц и «сознательных граждан») именовали вообще молодых людей, следовавших модам и уличаемых в аморальном образе жизни. Следует заметить, что в силу понятной инертности советского общества того времени, как сама субкультура стиляг распространялась по стране (из Москвы и Ленинграда в другие города) медленно, так и официальное обличение стиляг и их осуждение обществом продолжалось с большим запозданием[источник не указан 1328 дней].

    Причины возникновения субкультуры стиляг

    Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. При этом если официальная пропаганда продолжала игнорировать факты заимствования Советским Союзом зарубежных научных и технических достижений, то на бытовом уровне советские инженеры, копировавшие зарубежные образцы, и экономисты, изучающие конъюнктуру рынков «стран капитала» на предмет экспорта туда сырьевых товаров и закупок оборудования, не испытывали особого почтения к советской идеологии и передавали эти настроения молодому поколению[источник не указан 1442 дня]. Те, в свою очередь, способствовали их распространению среди широких слоёв городской молодёжи.

    Если для детей советской элиты пристрастие к зарубежной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности и красочности киномира, запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта[3]. Кроме того, вернувшиеся из Западной Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды за рубежом предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец линди хоп был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.

    Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:

        На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.

    Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.

    Появление термина «стиляга»

    Возникновение термина относится к концу 1940-х годов[2]. Существует мнение[источник не указан 1442 дня], что термин «стиляги» пришёл из языка джазистов, музыкантов. «Стилять» (англ. steal — воровать; либо англ. style — стиль) — у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда выражение «стилягу дует» — это о саксофонисте, который играет в заимствованной манере. И, соответственно, термин переносился на самого исполнителя — «стиляга».

    Слово «стиляга», как обозначение молодёжной субкультуры, было термином советской пропаганды. В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил» (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов[4].

    Сами себя эти молодые люди обычно называли «штатниками», то есть поклонниками американского стиля в одежде.
    Мода стиляг

    В первые годы существования данного феномена облик стиляги был карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях» (см. Zoot suit). Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева:

        В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нём представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…

    В фельетоне также была выведена подруга стиляги по прозвищу Мумочка:
        В это время в зале показалась девушка, по виду спорхнувшая с обложки журнала мод.

    Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на крошечный узел, зонтик-тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями»[источник не указан 1442 дня], в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты».

    В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».

    Так образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности[источник не указан 1442 дня].

    Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). «Особым шиком» считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.

    В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 1960-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.

    Имидж стиляг высмеивался в детской книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».

    После выхода кинофильма «Стиляги» в 2008 году в Москве возрос интерес к одежде в стиле стиляги 1950-х годов. Яркие платья с пышными юбками на подъюбниках и мужские костюмы в разноцветную клетку стали пользоваться огромным спросом. Молодёжь стала так одеваться на выпускные балы, на свадьбы в стиле стиляг, корпоративные вечера и просто праздники и торжеств

    Особенности моды 80-х

    Представить моду 80-х в общем-то несложно: широкие плечи, мешковатая одежда, пышные кудряшки, джинсовки… Пока мода не сделала полного круга и редко можно встретить кого-то, похожего на раннюю Мадонну или молодчиков из Modern Talking, однако кто сказал, что уже через пару лет эта мода не захватит подиумы? Кроме того, вечеринки в стиле 80-х никто не отменял!
    В 1978— 1979 гг. начался очередной экономический подъем, определивший облик моды восьмидесятых — десятилетия прагматизма и культа материальных ценностей. Благоприятная экономическая ситуация привела к росту благосостояния и усилению консервативных тенденций. В политике и экономике олицетворением неоконсерватизма стали "тэтчеризм" (в 1979 г. в Великобритании на выборах победила партия консерваторов и впервые премьер-министром стала женщина — "железная леди" М.Тэтчер) и "рейганомика" (бум в американской экономике пришелся на время президентства Р. Рейгана). Заговорили о "дальневосточном чуде" — экономика Японии, Южной Кореи, Тайваня развивалась бурными темпами. Это была эпоха беспечной траты денег, лихорадочного наслаждения жизнью, оптимизма, вызванного горбачевской Перестройкой, концом "холодной войны" и крахом "империи зла".

    Страсть к развлечениям в самых разных формах, одной из которых была безудержная трата денег (в США шоппинг превратился в вид досуга), стала своеобразной реакцией на напряженные 1970-е гг.: "Это десятилетие отомстило хиппи с их альтернативной культурой и отказом от богатства и власти. Теперь стало модно зарабатывать деньги, хорошо одеваться и не интересоваться политикой". В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения объявила о начале эпидемии СПИДа. Это стало началом конца сексуальной революции, что требовало изменения стереотипов поведения, так как свободный секс уже стал нормой жизни. В 1986 г. произошла авария на атомной электростанции в Чернобыле, которая стала грозным предупреждением человечеству и усилила страх перед техническим прогрессом. Чернобыльская катастрофа придала импульс развитию массового экологического движения, которое в конце десятилетия оказывало большое влияние на моду. В конце 1980-х гг. кампания "зеленых" против использования натуральных мехов привела к резкому сокращению спроса на скорняжные изделия. Однако впоследствии станет ясно, что это была всего лишь очередная мода - во второй половине 1990-х гг. на подиумах вновь появились роскошные туалеты, отделанные перьями экзотических птиц и дорогими мехами.

    1980-е имеют в нашем сознании четыре наиболее ярких типичных образа: Образ агрессивной "деловой женщины", одежда в стиле "секси", "романтичная" и образ "поклонницы фитнесса" в обтягивающих лосинах и со спортивной повязкой на голове.

    Русский стиль в моде

    Политика политикой, а мода модой: пока западные издания рассказывают ужасы о «страшных русских», дизайнеры одевают своих моделей под матрешек, читают Солженицына и разглядывают облачение патриарха Кирилла в поисках вдохновения. Иначе объяснить ту вакханалию, которая царит в моде сезона осень-зима 2013/2014, просто невозможно.
    Lena Hoschek, Antonio Marras

    Русские узоры – безусловно, наше все. Копировать рисунки с павловских платков и жостовских подносов, срисовывать палех и хохлому – любимое занятие европейских модельеров вот уже лет сто. И не надоедает, поскольку этника в многополярном мире – самый продвинутый тренд.

    Antonio Marras

    Хочешь показать свою толерантность и приверженность идеалам мультикультурализма – повяжи русский платок поверх шотландского килта, добавь индейской бахромы и африканских бус, и уж в чем-чем, а в расизме тебя точно никто не заподозрит.

    Zac Rosen, Ulyana Sergeenko

    Опять же, роспись, заимствованная с матрешек, выглядит весьма и весьма нарядно, грех не порадовать избалованных жертв моды.

    Moschino

    Меховые шапки а-ля казак (или Барбара Брыльска в «Иронии судьбы») – для подиумов тоже не новинка. Собственно, впервые они украсили французских великосветских дам после победного въезда русской армии в Париж в 1814 году.

    Misha Nonoo

    Казаки и калмыки в огромных папахах и шапках с меховой опушкой, солдаты в ушанках настолько поразили воображение парижских модниц, что кутюрье не могут уняться вот уже два века. Также можно порадоваться ноу-хау – очаровательным меховым платочкам от Ermanno Scervino, повязанным под подбородком традиционным русско-крестьянским способом.

    Ermanno Scervino, Ralph Lauren, Chanel

    Что ж, пристрастие к тому, что красиво, этнично и экзотично, понять можно, более того, оно заслуживает всяческого поощрения. Гораздо менее понятны другие творческие эксперименты. Alexander Wang, например, в зимней коллекции просто наповал сразил образом советской политзаключенной 30-х годов: пальто а-ля телогрейка, шапки-трубы, огромные рукавицы, все мрачно-серое или черное, с посылом «главное – не красота, а выжить».

     Мода 1970-х: джинсы, дефицит и "блат"

    В 1970-е годы в Советском Союзе все сильнее ощущалось влияние Запада – не в последнюю очередь это касалось моды. Советские граждане, долгое время лишенные возможности следовать последним мировым тенденциям, теперь отстаивали в огромных очередях, чтобы втридорога купить зарубежную одежду или обувь, с которой в союзных республиках было особенно тяжело.

    Почувствовав некоторую свободу, и женщины, и мужчины в период хрущевской "оттепели", а потом и в брежневские времена стали экспериментировать со всеми доступными стилями, то примеряя образ хиппи, то щеголяя в узких брюках и белых рубашках. В то же время довольно распространенным стал и "русский стиль". И в СССР и в мире 70-е запомнились как десятилетие "дурного вкуса", что, впрочем, не помешало им стать одним из самых ярких периодов моды.

    Два слова, неизменно ассоциировавшиеся с модой того периода – "дефицит" и "блат". Привезенные из-за рубежа вещи можно было купить в одном из магазинов "Березка" или в сотой секции ГУМа – однако эти места были открыты лишь для чиновников и партийных деятелей. Обычные люди пытались найти качественную одежду на толкучих рынках, а многие специально ездили в портовые города – Владивосток, Калининград, Одессу, Ленинград. Иностранцы, продавая одежду, увозили из России икру и золотые украшения. В особом почете были финские сапоги, которые в Советском Союзе меняли на водку.

    Самыми популярными журналами мод в СССР по-прежнему оставались "Силуэт" и "Ригас модес", однако в это десятилетие в Союзе стали появляться и иностранные издания, а вместе с ними пластинки с записями популярных исполнителей и западные фильмы. Вместе с Rolling Stones, Beatles и фильмом "Лихорадка субботнего вечера" с Джоном Траволтой в Советский Союз пришла мода на клешеные брюки и джинсы, ставшие знаковой вещью десятилетия.

    Джинсы были самым модным, самым желанным и в то же время самым недоступным предметом одежды. У фарцовщиков или на черном рынке можно было купить модели, привезенные из Югославии, Болгарии и Греции, однако верхом мечтаний каждого советского модника оставались фирменные американские Levi's, Lee и Wrangler.

    За удовольствие носить джинсы многие были готовы не только отстоять в очереди, но и отдать месячную зарплату – разные модели стоили от 120 до 160 рублей. Кроме брюк из джинсовой ткани шили прямые юбки с разрезом, сарафаны и батники – все это точно так же можно было купить только у фарцовщиков.

    Спортивные направления в советской моде

    В 1980-е гг. существовал настоящий "культ тела" — продолжалось массовое увлечение спортом и аэробикой. Но теперь цель всех усилий — не "здоровое", а "идеальное" тело, которое стало символом высокого социального статуса. Распространяются боди-билдинг, шейпинг (боди-стайлинг) и другие технологии, позволяющие создавать "идеальное" тело.

    Стало модно иметь персонального тренера и регулярно посещать тренажерные залы для обретения и поддержания хорошей физической формы. Если тренировки не давали необходимого результата, на помощь приходила пластическая хирургия — липосакция, силиконовыеимплантанты, инъекции ботокса и рестилайна стали средством достижения "вечной молодости" и идеальной красоты не только для миллионеров и кинозвезд, но и для всех желающих, у кого были на это деньги. Появились новые средства против старения - кремы и сыворотки с липосомами, коллагеном, керамидами. Благодаря этим достижениям косметологии практически исчезла проблема возраста. Вполне естественно, что "идеальное" тело, на создание которого было потрачено столько усилий, времени и средств, не хотелось прятать в бесформенных одеждах.
    "Деловая женщина" 80-х одевалась в соответствии с весьма своеобразным дресс-кодом: обязательная мини-юбка и широкий, просторный пиджак в стиле "клубного блайзера", зачастую двубортный, с очень широкими плечами и английским воротником. Дополняли эту юбку в офисе, как правило, яркий макияж и массивные "золотые" клипсы. Кроме того, деловой стиль 1980-х вспомнил о костюмах "шанель" _ строгих, с прямым пиджаком, без воротника, зачастую отделанный кантом. Как правило, дополнялось это простой футболкой или дорогой шелковой блузкой, и статусной сумкой (зачастую поддельной). Наиболее полно этот стиль можно увидеть в популярном телесериале того времени "Династия".

    Прямоугольный силуэт 80-х сейчас кажется забавным и даже неуклюжим. А тогда это стало настоящим символом прихода сильной женщины, способной ни в чем не уступать мужчине. Конечно, движение феминизма началось задолго до этого, но никогда феминистки еще не были так близки к своей цели. Маргарет Тэтчер, принцесса Диана и многие бизнес-леди 80-х не только не были наравне с мужчинами, они даже управляли ими. И строгий деловой костюм с широкими плечами стал еще одним доказательством силы и власти женщины того десятилетия. Большие жакеты с широкими плечами (на подплечиках не экономили) стали нормой не только на работе или на прогулке. Они дополняли даже вечерние наряды! Кстати, если сперва плечи-подкладки все же были прерогативой жакетов, то потом распространились практически на всю одежду. Трикотажные вещи, обычные рубашки, рубашки больших размеров и футболки шились со специальной липучкой, на которые можно было бы прикрепить плечики.

    советская мода 80-х годов

    Похожие товары

    Изображение
    Рекламная кампания Pull & Bear весна-лето. Свежие идеи для гардероба. Pull and Bear - история развития компании
    Ищете идеальный способ обновить ваш гардероб весной? Обратите внимание на коллекцию Pull & Bear весна-лето, которая полна свежими идеями. На этот аз инспанский брен решил удивлять своих поклонников очень женственным и нежным стилем.
    Pull & Bear только что выпустили свою новую рекламную кампанию. От нее очень хорошо ощущается бриз Средиземного моря, тепло солнечных лучей. Это...
    Отзывы :0шт.
    Monique Lhuillier осень-зима. Врожденное чувство стиля Monique. Дизайнер Моник Лульер
    Monique Lhuillier, возможно немного консервативна в своем дизайне, но всегда верна себе, элегантности и женственности своих моделей. Новая коллекция довольно большая, основные цвета: красный, черный и коричневый.
    Отзывы :0шт.
    Шоппинг из дома - Бонприкс: женская мода
    И самое главное – все товары отличаются действительно высоким качеством и действительно низкой ценой. Такое возможно только в Bonprix.ru.
     Интернет-магазин Бонприкс женская мода обеспечит вам лучший шопинг без выхода из дома. Женская, мужская и детская одежда, самая модная и самая стильная, лучшие коллекции, разнообразие моделей, цветов и большой выбор размеров…. И все это – по самым...
    Отзывы :0шт.
    Эй вы, там, на берегу! Модные тенденции пляжного сезона 2011.
    Наступления лета характеризуется тем, что верхняя одежда более похожа на нижнее белье. И как бы глупо это не звучало, а это звучит глупо, хочу опередить ход вашей мысли, и обрадовать всех ценителей пляжных вечеринок, что купальные костюмы этого сезона достойны только восхищения. Конечно, в этом пляжном сезоне в цветовой гамме купальников преобладают тона радуги, с необычными покроями и необычными...
    Отзывы :0шт.
    Как подобрать гардероб полненькой девушке, чтобы она выглядела стильной и красивой.
    Если вы обладаете весомыми достоинствами, то вам обязательно поможет почувствовать себя королевой модная одежда для полных девушек, фото которой вы всегда найдете на страницах моды для полных: каталоги предоставляют вашему вниманию огромный выбор вещей для роскошных женщин, соответствующих последним модным тенденциям. Такую одежду представляют полные модели в моде, фото их говорят о том, что...
    Отзывы :0шт.